Открыть сервисСервис

Декретный отпуск

Декретный отпуск — это период освобождения от работы, предоставляемый женщине в связи с беременностью и родами, а также отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет. Термин «декретный» происходит от Декрета ВЦИК и СНК РСФСР «О пособии по беременности и родам» от 23 ноября 1917 года, которым впервые в мире было установлено государственное пособие и освобождение от работы для беременных женщин. В современном российском законодательстве термин сохраняется в бытовой речи, а в нормативных актах используются понятия «отпуск по беременности и родам» и «отпуск по уходу за ребёнком».

Правовое регулирование

Основные нормы о декретном отпуске содержатся в Трудовом кодексе Российской Федерации (глава 41, статьи 255–256) и в Федеральном законе от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Право на отпуск по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию, то есть работающие по трудовому договору, а также женщины-военнослужащие, проходящие службу по контракту, и женщины, уволенные в связи с ликвидацией организации или прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем в течение 12 месяцев до признания их безработными.

Отпуск по беременности и родам

Отпуск по беременности и родам предоставляется на основании листка нетрудоспособности. Его продолжительность зависит от течения беременности и родов:

СитуацияПродолжительность отпуска
Роды без осложнений140 календарных дней (70 до и 70 после родов)
Осложнённые роды156 календарных дней (70 до и 86 после родов)
Многоплодная беременность194 календарных дня (84 до и 110 после родов)
Роды, наступившие до 30 недель беременности156 календарных дней

Отпуск по беременности и родам предоставляется полностью, независимо от числа отработанных дней. Если женщина не воспользовалась отпуском до родов, оставшаяся часть предоставляется после родов суммарно. При усыновлении ребёнка в возрасте до трёх месяцев отпуск по уходу за ребёнком предоставляется одному из усыновителей на 70 календарных дней (при усыновлении двух и более детей — 110 дней).

Отпуск по уходу за ребёнком

Отпуск по уходу за ребёнком предоставляется до достижения ребёнком возраста трёх лет. Право на него имеют мать, отец, бабушка, дедушка, другой родственник или опекун, фактически осуществляющие уход за ребёнком. При этом отпуск может быть разделён между указанными лицами: например, первые полгода ребёнком может ухаживать мать, а затем — отец.

В период отпуска по уходу за ребёнком за работником сохраняется место работы (должность), а средний заработок не сохраняется. Вместо заработка назначается ежемесячное пособие по уходу за ребёнком. До 2020 года пособие выплачивалось в фиксированном размере, с 1 января 2020 года введён механизм выплаты пособия в размере 40 % среднего заработка за два предыдущих календарных года, но не ниже минимального размера, установленного законом. Максимальный размер пособия ограничен предельной величиной базы для начисления страховых взносов.

Оплата и пособия

Пособие по беременности и родам назначается в размере 100 % среднего заработка за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска. Для женщин, чей страховой стаж на момент наступления отпуска менее шести месяцев, пособие выплачивается в размере не более МРОТ за каждый календарный месяц отпуска. Пособие назначается и выплачивается по месту работы (службы) либо через органы социальной защиты населения — для неработающих женщин.

Гарантии и запрет увольнения

Согласно статье 261 Трудового кодекса РФ, расторжение трудового договора по инициативе работодателя с женщиной, имеющей ребёнка в возрасте до трёх лет, одинокой матерью, воспитывающей ребёнка-инвалида до 18 лет или ребёнка до 14 лет, не допускается, за исключением случаев ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, совершения работником виновных действий, дающих основание для увольнения, и иных случаев, предусмотренных законом.

Отпуск по уходу за ребёнком и трудовая деятельность

Работающая женщина в период отпуска по уходу за ребёнком вправе работать на условиях неполного рабочего времени или на дому, сохраняя при этом право на получение пособия. По заявлению работника отпуск по уходу за ребёнком может быть прерван в любой момент. По окончании отпуска работнику предоставляется прежняя работа (должность).

История

Декрет «О пособии по беременности и родам» был принят 23 ноября 1917 года и стал одним из первых нормативных актов советской власти, направленных на улучшение положения женщин. Декрет устанавливал пособие в размере среднего заработка за время отпуска продолжительностью 11 недель (6 недель до родов и 5 недель после родов). В 1918 году был принят Кодекс законов о труде, который закрепил право женщины на отпуск в связи с беременностью и родами. В дальнейшем продолжительность отпуска постепенно увеличивалась: в 1924 году — до 84 дней, в 1936 году — до 77 дней до родов и 63 дней после родов, в 1955 году — до 70 дней до и 70 дней после родов.

Источники

Заметили ошибку или не согласны с информацией в статье? Напишите нам support@bfometr.ru